Полковникова Татьяна Валерьевна

1978

Чувашский композитор

Биография композитора

Родилась в 1978 году в Чебоксарах. Окончив в 1993 году музыкальную школу по классу фортепиано, поступила на теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф. П. Павлова (класс Л. Л. Быренковой). С 1998 по 2002 год обучалась в Нижегородской консерватории в классе профессора А. А. Нестерова (1997), а затем – профессора Б. С. Гецелева (1998–2002). В 2006 году там же окончила аспирантуру по творческо-исполнительской специальности «Композиция» (руководители – Б. С. Гецелев, Ю. А. Фалик). В разные годы вела педагогическую деятельность в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова, Чебоксарском музыкальном училище имени Ф. П. Павлова, Нижегородском женском духовном училище, Нижегородской хоровой капелле имени Льва Сивухина.
Инструментальная музыка Татьяны Полковниковой представлена, прежде всего, оркестровыми и ансамблевыми сочинениями. Ряд произведений (Обработка чувашской народной песни, Фантазия на народные темы) характеризуется тонким преломлением национального музыкального материала на основе техник композиции ХХ века: алеаторики, пуантилизма, атональности и серийной техники. Другим сочинениям свойственна театральность, обусловливающая особенности формообразования и оркестровки. Так, сюита «Балетные сцены» (2002, 2008), по словам автора, была задумана как «совместные игры мальчиков и девочек в хореографическом исполнении». Оркестровая партитура соткана из кратких, оживленных, пластически характерных мотивов; красочное тембровое решение воплощает поэтическое обаяние атмосферы детского мировосприятия.
Большое внимание автор уделяет вокально-хоровой музыке, тематика которой достаточно разнообразна: философская лирика, выражение патриотических чувств, сфера комического. Последняя ярко представлена в детской музыке (например, в цикле «Из жизни домашнего кота»), где наряду с традиционной манерой хорового письма часто применяются острохарактерные современные приемы: предельная детализация фактуры, изобилие звукоизобразительных элементов, графически-декламационные мелодические линии.
Значительное место в творчестве композитора занимают духовные песнопения, в чем можно усмотреть продолжение традиций Ю. Фалика. По своей хоровой фактуре они достаточно сдержанны, как правило, четырехголосны. Главной особенностью драматургии является наличие центральной кульминации в точке золотого сечения, которая подчеркивает смысловую вершину текста. Так, «Песнь Богородице», которая в православной традиции поется в светлых спокойных интонациях Четвертого гласа, интерпретирована автором как радость необыкновенная: словно ангельское пение высоко в небесах рассыпаются звонким бисером строки текста «Богородице Дево, радуйся!» Перекликаясь в хоровых голосах, простые слова молитвы постепенно усиливаются динамически, словно приближаясь, и наконец, звучат ясно и ярко в кульминации, возвещая всему миру о грядущем торжестве.
Композиторская деятельность Татьяны Полковниковой гармонично дополняется исследовательской работой. В центре ее научных интересов – творчество чувашских композиторов 1970-90-х годов. В своих статьях автор обращается к одной из актуальных проблем современного музыкознания – изучению феномена новой музыки – и впервые рассматривает творчество чувашских композиторов второй половины XX века (прежде всего, М. Алексеева и А. Васильева) как комплексное явление. Т. Полковникова ставит вопрос об актуальности изучения новой чувашской музыки и стремится выявить специфику национального мышления композиторов сквозь призму новых тенденций.
Татьяна Полковникова – лауреат второй премии II межрегионального конкурса «Юный композитор» (Нижний Новгород, 1992), участник фестиваля современной музыки «Композиторские поколения на пороге XXI века» (Нижний Новгород, 2000), лауреат VII Всероссийского конкурса композиторов им. С. Есенина «Рябиновые грезы» (Москва, 2000), участник I и VII Всероссийского семинара молодых композиторов (Дом творчества композиторов «Руза», Московская область, 2004, 2009), дипломант Всероссийского фестиваля-конкурса хоровых композиторов «Молодая классика» (Вологда, 2010) и I Международного конкурса композиторов «300-летию Александро-Невской лавры посвящается…» (Санкт-Петербург, 2011), стипендиат Союза композиторов России (2011-2012).